Интеграция робототехники в общее образование
Интеграция внеурочной деятельности по направлению робототехника в систему общего образования по математике и информатике.
Образовательная робототехника позволяет в интересной игровой форме изучать различные раздели математики информатики. Обусловлено это тем , что с помощью учащиеся с помощью роботов и написанных программ могут моделировать различные ситуации и проводить мини исследования.
В данной статье мы остановимся на двух примерах применения образовательной робототехники для про проведения интегрированных занятий в области математики и информатики.
По математике достаточно легко учащиеся смогут моделировать раздел связанный с задачами на движение. Предварительно учащиеся собирают стандартных роботов ,Программируют роботов по двум типам программ. В первой программе фиксируется время передвижения вперед, во второй фиксируется пройденный путь. При этом меняется скорость роботов(один быстрый , другой медленный) .Создание и программирование таких роботов доступно для уровня внеурочной деятельности 5- 6 классов. С помощью данных роботов можно провести множество исследований в разделе задач на движения. Приведем несколько исследований:
1. Вывод формулы для скорости на интуитивном уровне. Запуская роботов одновременно по обоим типам программ учащиеся выявляют что быстрый робот проходит тот же путь раньше , чем медленный, значит тратит меньше времени. А также учащиеся видят, что быстрый робот за одно и то же время проходит больший путь , чем медленный. Отсюда выводится формула для скорости : v=s/t
2. Ребятам предлагается подтвердить формулы для задач на сближение. Для этого учащиеся предварительно с помощью секундомера и линейки вычисляют скорость каждого робота v1=s/t1 и v2=s/t2.
Далее они запускают роботов на встречу, засекают время до встречи и сверяют это время с расчетным: t=s/(v1+v2)
Ребятам можно предложить смоделировать и другие задачи на движение и исследовать полученные модели. Практика проведения подобных занятий показала, что они вызывают неподдельный интерес у учащихся к углубленному изучению математики и физики, моделированию в области робототехники.
Вторым важным направлением интеграции образовательной робототехники в общее образование является предмет информатика.
Приведем пример использования лего роботов для изучения ключевой темы в информатике – алгоритмы.
Учащимся предлагается привести примеры каждого типа алгоритма.
1. Для линейного. Можно предложить собрать робота и составить программу для объезда кегль по типу слалома. Можно предложить написать программу движения по квадрату в линейном алгоритме она будет состоять из 7 блоков : движение вперед, поворот на 90 градусов, движение вперед, поворот на 90 градусов, движение вперед , поворот на 90 градусов, движение вперед
2. После изучения линейного алгоритма логично перейти к изучению циклических алгоритмов. Для простоты вначале можно ограничиться циклом с конечным количеством повторения тела цикла. Учащимся предлагается запрограммировать движение по квадрату с помощью цикла. Учащиеся видят что программа существенно сокращается до трех операторов (блоков): сам цикл и в его теле два блока- движение вперед , поворот на 90 градусов. Цикл с условием легко изучить с помощью программирования робота разведчика. Робот разведчик едет вперед , пока не увидит препятствие, затем он отъезжает от стены и поворачивается на 90 градусов. Так робот будет искать выход из любого лабиринта.
3. И последний распространенный алгоритм, который можно изучить с помощью образовательной робототехники - это условный алгоритм. Учащимся предлагается собрать и запрограммировать с помощью условного оператора робота Пугливая собачка.
Суть алгоритма: если расстояние , которое проверяется в условном операторе с выбором условия на датчик расстояния, становится меньше заданного, то собачка отъезжает назад.
Если расстояние увеличилось больше какого-то заданного порога, то робот подъезжает вперед. Таким образом, если резко приблизится к роботу он имитирует испуг и отъезжает, если удалится резко робот имитирует привязанность и подъезжает вперед, робот будет соблюдать дистанцию и двигаться за человеком имитируя поведение пугливой собачки.
В качестве интересного исследования учащимся можно предложить собрать и запрограммировать двух собачек и поставить их напротив друг друга, при этом учащиеся могут менять параметры условных операторов и выяснить при каких параметрах более агрессивная собачка загонит в угол менее агрессивную.
Практика проведения подобных занятий показала , что именно применение игровых форм моделирования способствует развитию устойчивого интереса к углубленному изучению информатики.
Автор: Пашнин Андрей Александрович
Другие статьи по методике преподавания робототехники и программирования
Поделиться:
Нет комментариев. Ваш будет первым!