Защита образовательной программы

18 ноября 2018 - Администратор

В данной статье мы  рассмотрим пример защиты образовательной программы Робототехника школа будущих инженеров на педагогическом конкурсе  Сердце отдаю детям.

При защите программы стоит обратить внимание,  что  главная цель любой образовательной деятельности в школе  - это формирование устойчивого интереса  к выбранному направлению и формирование условий для творческой реализации личности ребенка и его социализации.

Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги!

Позвольте представить вам программу «Робототехника – школа будущего инженера». Программа имеет техническую направленность предназначена для детей от 8 до 18 лет, срок реализации - 3 года, реализация начата в 2013 году.Программа соответствует изученными потребностями всех участников образовательного процесса:

•                    во-первых, это ожидания обучающихся по обеспечению их личностного роста, их заинтересованность в получении качественного образования, отвечающего их интеллектуальным способностям, культурным запросам и личным интересам;

•                    во-вторых, это желание многих родителей видеть своего ребенка технически образованным, общительным, психологически защищенным, умеющим найти адекватный выход в любой жизненной ситуации;

•                    в-третьих, это требование общества к школьному образованию - формировать выпускника, способного практически ориентироваться в жизни;

•                    в-четвертых, это требование лицейской образовательной системы - рациональное применение активных методов работы с одаренными детьми

Использование робототехники становится также педагогическим ресурсом  введения ФГОС

В Концепции  развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП», отмечается, что «современное производство нашего региона также нуждается в кадрах высокой квалификации, обладающих глубокими и разносторонними знаниями, хорошей подготовкой в области компьютерных технологий, готовых обслуживать сложное электронное оборудование, автоматизированные системы и комплексы».

Актуальность внедрения школьных образовательных программ по робототехнике отмечена Министерством образования  Российской Федерации, поскольку данное  направление позволяет реализовывать межпредметные связи с математикой, физикой, информационными технологиями и другими учебными предметами.

 Исходя из актуальности робототехники для системы общего образования, мы определяем цель программы:  создание условий для освоения обучающимися лицея основ робототехники и  начального инженерно-технического конструирования, развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребёнка, формирование устойчивого интереса к инженерным и техническим специальностям. 

Главный результат реализации программы  -  самостоятельный,  высоко эрудированный в области физики, информатики, электроники ученик, мотивированный на продолжение образования в области техники, стремящийся  достичь уровня высококлассного инженера.

Основная педагогическая идея, лежащая в основе построения программы заключается в том, что через робототехнику можно донести до детей главные установки, которые помогут им сформироваться как личностям:  

•        Знания- это сила!

•        Образование через всю жизнь!

•        Воспитание лидерских качеств (целеустремленность, упорство, благородство)!

В программе сформулирован комплекс задач по достижению поставленной цели – обучающих, воспитывающих, развивающих (вы их видите на экране).

Новизна и оригинальность программы заключается в развитии межпредметных связей дисциплин «робототехника», «информатика», «физика» , «технология», «математика» и др., а также:

•           в развитии интереса к робототехнике через участие в соревнованиях,

•           в ориентации на проектный подход, разработка с учениками общественно полезных проектов (участие во всероссийских конкурсах «Шаг в будущее», «Старт в Науку» и др.),

•           формирование у обучающихся устойчивого интереса к поисковой творческой деятельности, стремление самостоятельно разрабатывать роботов и автоматизированные системы.

Если рассматривать предметную область, то новаторским  можно считать , развитие  направления  искусственного интеллекта. Сейчас это является самым перспективным направлением современных технологий реализованные проекты в этом направлении :

1.экспресс лаборатория с искусственным интеллектом по анализу загрязненности воды на базе микроконтроллера Arduino . Победа на Шаге в будущее и НОУ

2. программный комплекс по поиску оптимальной системы защиты от наводнений на базе искусственного интеллекта Победа на Шаг в будущее

3. прогнозирование уровня преступности с помощью искусственного интеллекта

4. создание экспертных диагностических систем в психологии на основе искусственного интеллекта

 В наших планах создание методологии и универсальных программных комплексов по искусственному интеллекту для реализации любых проектов в рамках системы общего образования

Важным моментом программы является вовлечение учеников 2 и 3 года обучения к реализации практически значимых высокотехнологичных проектов.

 При работе над такими проектами ученики осваивают культуру проектного подхода, развивают навыки самостоятельного получения знаний.

Содержание образовательной программы построено по линейно-спиралеобразному принципу. Робототехника является основой для  спирального  развития личности. От простого к сложному.

Основные этапы,  витки спирали развития.

•                    На первом витке развития с помощью  простейших моделей развивается любовь к  физике, к  конструированию и научным исследованиям.

•                    После освоения механики (передач, редукторов) мы возвращаемся к конструированию уже более сложных роботов. Для участия в соревнованиях. Соревнования являются не самоцелью, а средством  разработки более сложных программ.

•                    Третий виток. Освоение начал электроники с помощью  конструктора «Знаток».

•                    Четвертый виток. Освоение микроконтроллеров  Arduino.

•                    Пятый виток. На основе полученных ранее знаний опыта, реализация учениками высоко технологических проектов, имеющих практическую значимость.

При реализации программы используются такие педагогические технологии, как обучение в сотрудничестве, проектные методы обучения, игровые технологии информационно-коммуникационные технологии.

Ключевым словом стержнем занятий является интерес  учеников. для этого сначала с учениками обсуждаются проекты, которые хотели бы они реализовать ,принимается решение об реализации проекта, далее каждая группа работает над своим проектом. именно через проекты интересные ученикам можно обучать учеников всему, главное усложнять и повышать  уровень  сложности проектовтак как ученики заинтересованы в проекте , то они сами с интересом будут получать необходимые знания. Т.е ключевое слово ИНТЕРЕС, через интерес к реальным практически значимым современным проектам идет развитие по всем наукамглавная задача педагога показать ученикам горизонт , выбор множества проектов

Формы контроля и оценки образовательных результатов. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающихся практических  заданий. Итоговый контроль реализуется в форме соревнований (олимпиад), защит проектов по робототехнике.

Ожидаемые результаты реализации программы сформулированы в программе, , в виде личностных, метапредметных и предметных результатов и распределены по годам обучения.

Основной формой организации процесса обучения являются внеурочные занятия.

Формы работы, используемые на занятиях – это  лекции; демонстрации;  творческая работа; проектная деятельность, мини-соревнования.

В программе разработан  мониторинг ее освоения, основным содержанием которого является выявление соответствия реальных результатов образовательного процесса прогнозируемым результатам реализации

Для определения уровня теоретической и практической подготовки обучающегося,  в ходе освоения дополнительной образовательной программы,  используется технологическая карта

Определение уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся в ходе реализации программы производится педагогом-психологом с помощью специально подобранных психологических диагностик.

Сегодня, подводя итоги почти двух лет реализации программы,  мы можем говорить  о вполне ощутимых результатах.

Реализация программы началась в 2013 году, когда в лицее было создано  творческое объединение  «Робототехника - школа будущих инженеров» на базе предметной лаборатории математики и информатики.

Состав  участников объединения – разновозрастной - ученики  5-10 классов. Актив состоит из 15 человек. 

Мониторинг психолога показал, что  в целом по всем показателям, ученики, занимающиеся по данной программе, показали рост рассматриваемых показателей по отношению к ученикам, не занимающимся робототехникой. 

            Занятия по программе заметно повысили активность участников. Ребята приобрели опыт в преодолении барьеров общения, в ситуациях создания нового, опыт работы и обучения в сотрудничестве.

         Мониторинг педагога показал повышение качества знаний по математике, физике, информатике на 1 балл

На следующих слайдах вы можете проследить положительную динамику результатов участия воспитанников объединения «Робототехника – школа …» в научно-исследовательских конференциях и соревнованиях роботов.

Мы с удовольствием делимcя опытом опыта работы здесь показаны выступление на конференциях,

         Таким образом, результаты проведения занятий по программе «Робототехника…» дают веские основания для того, чтобы признать ее эффективность. В заключении хотелось бы привести высказывание Экзюпери, которое  лучше всего отражает мое  отношение к образовательному процессу

Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль...

Другие статьи по методике преподавания робототехники и программирования

Поделиться:

 
 
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!